Древние кремли Руси строили из необработанного местного камня. Стены складывали из рядов громадных валунов. Покой городских жителей стерегли мощные башни. Некоторые из них надстраивали дозорными вышками. Башни завершались островерхими деревянными крышами-шатрами.
Их венчали тонкой работы металлические ажурные флажки, которые называют прапорцами или флюгерами. Силуэт каждого кремля был выразительным и своеобразным. Зодчие заботились о том впечатлении, которое производил кремль с сухопутных и речных дорог. Мощь и неприступность кремлей дополнялась их величественной красотой.
Со временем процветающие города все больше и больше украшали свои кремли. Поэтому вновь строившиеся башни были более богато украшены орнаментами. Бойницы украшали наличниками и кое-где превращали даже в окна. Новый материал — кирпич — позволил отделать поверхность стен и башен рельефом. Въездные башни и арки отделанные кирпичом выглядели очень нарядными.
Формы крыш усложнились. Поворотным событием, повлиявшим на все дальнейшее крепостное зодчество России, стала надстройка Спасской башни Московского Кремля пышным каменным шатром с множеством архитектурных и скульптурных украшений.
Многие русские кремли всемирно известны. Это памятники архитектуры. Но зодчих, создателей кремлевских строений, мало знают даже в России. Летописи сохранили лишь несколько имен древних кремлевских зодчих: псковский мастер Кирилл, новгородский мастер Петр, автор Смоленского кремля Федор Савельевич Конь. Об остальных кратко замечалось: со товарищи.
Иное дело — приглашенные иноземные мастера. Всем известны работавшие в Московском Кремле итальянцы Аристотель Фиораванти, автор Успенского собора, а также Алевиз Новый, зодчий Архангельского собора. А третий храм Соборной площади, Благовещенский, строили — просто псковские мастера.
Только позже, в 17 веке, имена русских мастеров уже пишут рядом с иностранными. Известно, что надстройка Спасской башни — совместное творчество русского зодчего Бажена Огурцова и англичанина Христофора Галовея. 18 век изменил отношение к архитекторам. Сохранились имена всех зодчих, кои в течении 80 лет последовательно работали над созданием Арсенала Московского Кремля.
Знаменит архитектор Сената Матвей Казаков. Известен Константин Тон, архитектор Большлго Кремлевского дворца и Оружейной палаты.
Кремли давно уже утратили свое оборонное значение, и суровая красота древних крепостей сменилась исторической ценностью красочности, и архитектурной выразительностью богатства деталей.