Русская архитектура первой трети XIX века.
Первая треть девятнадцатого века для русской архитектуры — время одновременно и славное, и печальное. Славное тем, что на него пришлась высшая точка в развитии русского классицизма, а также тем, что был, достигнут феноменальный синтез архитектуры и других видов искусства, тем, что русская архитектура рассматриваемого периода впервые стала решать крупные градостроительные задачи.
А печальное оттого, что в конце первой трети XIX века увлечение классицизмом постепенно сходит на нет (хотя ещё длительное время продолжают возводиться постройки в этом стиле, примером может служить русское провинциальное зодчество, образцом позднего классицизма является Исаакиевский собор), как в русском, так и в европейском искусстве наступает совершенно иная пора. Для русской архитектуры второй половины 1820-х годов и первого десятилетия второй трети девятнадцатого века становится характерным творческим методом стилизаторство и эклектизм — обращение к неоготическим, неоренессансным, необарочным и русско-византийским формам.
Это было связано с переменой вкусов, со сменой общественно-политической обстановки в России (мятежное начало нового царствования, последующая николаевская реакция с ее формулой «православие, самодержавие, народность», требовавшей иных форм воплощения монархическо-абсолютистских идей в искусстве) и одновременно с увлечением русского общества того времени идеями и литературой романтизма. Основной темой русской философской мысли того времени была дискуссия между западниками и славянофилами и возникшим в связи с этой дискуссией интересом определённой части русской интеллигенции к отечественной истории и национальной культуре.
Рассматриваемый же нами период был воистину апофеозом русского величия и славы, временем грандиозных побед русского оружия в войнах с Наполеоном, истинного торжества российского государства, небывалого патриотического подъёма и пробуждения национального самосознания. Естественно, что в русском искусстве в целом, а в архитектуре в частности, произошедшие великие свершения нашли своё воплощение в формах античности.
Вот что написано по данному поводу в разделе посвящённом искусству первой трети девятнадцатого века, в первом томе Истории русского искусства под редакцией М.М.Раковой и И.В.Рязанцева: «В русском искусстве первой трети XIX века особенно велики достижения архитектуры и скульптуры. Это был период исключительного размаха русского градостроительства. Деятельность зодчих этого времени, опирающихся на достижения В.И.Баженова, М.Ф.Казакова, И.Е.Старова, составила в полном смысле этого слова эпоху в развитии городского архитектурного ансамбля. Свидетельство тому – творчество А.Н.Воронихина, А.Д.Захарова, Тома де Томона, О.И.Бове, К.И.Росси. В отличие от русской архитектуры второй половины 80-90-х годов XVIII века, когда главными были сооружениями, помимо храмов были дворец и богатая усадьба, теперь основное внимание обращается на возведение общественных
— гражданских и административных зданий, строящихся с тем расчётом, чтобы формировать центр общественной жизни того или иного района города. Церковные и дворцовые сооружения при этом оказываются также подчинёнными требованиям общей архитектурной композиции того городского района, в котором они размещены.
Подобный размах строительной деятельности был возможен вследствие существования ещё достаточно крепкой государственной власти, использующей богатейшие потенциальные возможности страны в целях самоутверждения». И далее: «Для первой трети столетия важнейшим качеством русского искусства является исключительно высоко развитая форма синтеза архитектуры и скульптуры; в стилистическом единстве с ними выступают декоративная живопись и прикладное искусство». (История русского искусства под редакцией М.М.Раковой и И.В.Рязанцева. М., «Изобразительное искусство», 1991., стр. 194). Далее мне хотелось бы процитировать слова, сказанные глубокоуважаемой мною Татьяной Валерьяновной Ильиной о русской архитектуре и синтезе искусств рассматриваемого периода в её книге «История искусств, русское и советское искусство»: «Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры,
в синтезе, с которым выступает декоративная живопись и прикладное искусство (искусство дизайна нередко оказывается в руках самих архитекторов). Главенствующий стиль этого времени зрелый, или высокий классицизм, в научной литературе, часто именуемый русским ампиром. Архитектура первой трети века – это, прежде всего решение больших градостроительных задач.
В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812г. строится Москва. Идеалом становится античность в её греческом (и даже архаическом) варианте; гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов». И далее, о А.Н.
Воронихине (1759-1814) и постройке им Казанского собора в Петербурге (1801-1811): «Главное детище Воронихина – Казанский собор. Полуциркульная колоннада храма, которую он возвёл не со стороны главного – западного, а с бокового северного фасада, образовала площадь в центре Невской перспективы, превратив собор в важнейший градостроительный узел».
И чуть далее: «В 1813г. в соборе был погребён М.И.Кутузов, и здание стало своеобразным памятником побед русского оружия. Здесь хранились знамёна и другие реликвии, отбитые у наполеоновских войск. Позже перед собором были поставлены статуи Кутузова и Барклая де Толи, исполненные скульптором Б.И.Орловским». Далее: «Новый век был ознаменован созданием главнейших ансамблей Петербурга.
Выпускник Петербургской Академии и ученик парижского архитектора Шальгрена Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811), с 1805г. «главный адмиралтейств архитектор», начинает строительство Адмиралтейства (1806-1823)». «Адмиралтейство – морское ведомство России, мощной морской державы. Вся система скульптурного убранства была разработана самим Захаровым и блестяще воплощена лучшими скульпторами начала века». «Ведущим петербургским архитектором этого времени был Карл Иванович Росси (1775-1849).
Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской Бренны, а затем совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности». «В оформлении Дворцовой площади (1819-1829) перед Росси стояла труднейшая задача – соединить в единое целое барочный дворец Растрелли и монотонный классический фасад здания Главного Штаба и министерств. Архитектор нарушил унылость последнего Триумфальной аркой, открывающей выход к Большой Морской улице (теперь ул.
Герцена), к Невскому проспекту, и придал правильную форму площади – одной из самых больших среди площадей европейских столиц. Триумфальная арка, венчаемая колесницей Славы, сообщает всему ансамблю высокоторжественный характер».
И далее: « « Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был Василий Петрович Стасов (1769-1848) – строил ли он казармы (Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге, 1817-1819), Императорские конюшни (на набережной мойки у Конюшенной площади. 1816-1823), полковые соборы (собор Измайловского полка,1828-1835), возводил ли триумфальные арки (Нарвские и Московские ворота) или оформлял интерьеры (например, Зимнего дворца после пожара 1837г.), или Екатерининского Царскосельского после пожара 1820г.)». «Воронихин, Захаров, Тома де Томон, Росси, и Стасов – петербургские зодчие.
В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы. В войну 1812г. было уничтожено более 70% всего городского жилого фонда – тысячи домов и более сотни церквей. Сразу после изгнания французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий. В нём отразились все новшества эпохи. Но оставалась живой и плодотворная народная традиция.
В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы. Прежде всего, была расчищена Красная площадь, и на ней О.И.Бове (1784-1834) были перестроены, а, по сути, возведены заново Торговые ряды, купол над центральной частью которых размещался напротив казаковского Сената в Кремле.
На этой оси позже был поставлен Матросом памятник Минину и Пожарскому». «Пути развития скульптуры первой половины столетия неразрывны с общими путями развития архитектуры. В скульптуре продолжают работать такие мастера, как И.П.Мартос (1752-1835)». «Следующее поколение представлено именами Степана Степановича Пименова (1784-1833) и Василия Ивановича Демут-Малиновского (1779-1846)». «Одним из примеров синтеза скульптуры и архитектуры можно считать статуи Барклая де Толи и Кутузова (1829-1832. поставлены в 1837) у Казанского собора работы Б.И.Орловского (1793-1837)»… (Ильина Т.В.
История искусств, русское и советское искусство. М., «Высшая школа», 1989., стр.163-176). Далее мне хотелось бы привести цитату из книги История русской архитектуры В.И.Пилявского, А.А.Тица, Ю.С.Ушакова касающеюся основных причин и принципов русского градостроительства в рассматриваемый период: «В начале XIX в. во многих городах произошли опустошительные пожары, уничтожившие значительные их части и множество частных строений.
Поэтому одним из важных требований была застройка городов строго по утверждённым планам; однако оно постоянно нарушалось, в связи с чем 15 мая 1810г. был принят правительственный указ «О непроизведении нигде строений без планов». В нём обязанности, связанные с планировкой городов были возложены на архитектора В.И.Гесте, которому поручили «рассмотрение и переделывание городовых планов по всему государству».
Гесте Вильям (Василий Иванович; 1763-1832). Шотландец по происхождению. Он проявил незаурядное искусство градостроителя ещё будучи городским архитектором Царского Села (г. Пушкин)». И далее: «До 1830г. В.И.Гесте переделал или составил вновь несколько десятков проектов планов Москвы, Киева, Вильны (Вильнюса), Смоленска, Екатеринослава (Днепропетровска), Саратова, Вятки (Кирова), Пензы, Томска, Красноярска, Омска, Шлиссельбурга (Петрокрепости), Уфы, Житомира и др.».
И далее: «Вслед за разработкой «городовых» планов был решён вопрос о правильной застройке городских кварталов, причём застройщиков обязали руководствоваться образцовыми чертежами планировки кварталов, которые В.И.Гесте разработал (26 образцов) в 1811г. Они учитывались при составлении как новых планов, так и при перепланировке городов». (В.И.Пилявский, А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков История русской архитектуры.
М., «Архитектура-С», 2007., стр. 409). В заключении мне хотелось бы перечислить русских архитекторов первой трети девятнадцатого века, которых я не упомянул в основной части своей работы. Григорьев Афанасий Григорьевич (1782-1868гг.). До 1804 был крепостным, воспитывался в семье известного архитектора Ив. Дементьев.
Жилярди (1750-1819), с сыном которого – Дементием Ивановичем – позднее работал в творческом содружестве. Жилярди Дементий Иванович (1788-1845гг.). Сын архитектора И.Д.Жилярди; ученик М.Ф.Казакова. Оба архитектора работали в Москве. А также: В.И.Беретти (1781-1842), А.А.Михайлов 2-й (1773-1849), А.И.Мельников (1784-1854), П.С.Павлов (1794-1684), Л.И.Шарлемань (1788-1845), С.Л.Шустов (1789-1843).