Искусство Нового времени. Барокко.
Исторические предпосылки становления и развития. Барокко в изобразительном искусстве
Поздний период творчества Микеланджело Буонарротти считается предпосылкой появления стиля барокко. В отличие от классицизма, развивающегося параллельно, барокко отличает динамика и контраст, высокая духовность и одновременно чувственное отношение к реальному миру.
Искусству 17 века н.э. свойственна гибкость и многозначность: будучи резко отличны друг от друга в наиболее «чистом» своем выражении, стилевые формы барокко и классицизма нередко сближаются, образуя в отдельных произведениях своеобразный сплав.
Для архитектуры барокко характерна прежде всего большая эмоциональная приподнятость, патетический характер образа. Это впечатление достигается огромным масштабным размахом построек, преувеличенной монументализацией форм, динамикой пространственного построения, повышенной пластической выразительностью объемов. Пространственные решения приобретают необычайную сложность, в планах преобладают криволинейные очертания, стены построек изгибаются, из них как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры, полуколонны, окна обрамляются наличниками разнообразных форм, ниши украшаются статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства мотивов дополняются скульптурой, росписями, лепниной, отделкой разнообразными материалами – цветными мрамором, стукко, бронзой. К этому следует добавить живописные контрасты светотеней, перспективные и иллюзионистические эффекты.
Активизация католицизма в идеологической борьбе за власть в очередной раз проявилась в стремлении церкви воздейстовать на массы посредством искусства, которому в религиозной пропаганде всегда отведилась важная роль. Наиболее последовательно художественная политика церкви осуществлялась в Италии.
В монументальной скульптуре и, прежде всего в творчестве Л.Бернини, в самой яркой форме воплотились характерные черты итальянского барокко: идея торжества мистического, иррационального начала над реальным, земным миром, преувеличенная, рассчитанная на потрясение зрителя, экстатическая выразительность образов, бурная динамика форм.
В живописи барокко важный вклад внесли болонские академисты: братья Карраччи, Гвидо Рени.
По контрасту с искусством Италии отчетливее проступают специфические особенности барочного искусства Фландрии. По своей концепции, близкой к официальному стилю католицизма, фламандское искусство отличает прежде всего исключительная сила жизнеутверждения. В творчестве Рубенса, Иорданса и других мастеров характерная барочная концепция антитезы земного и мистического, реального и иллюзорного даже в картинах на религиозные сюжеты выражается скорее внешне, не переходя в трагический диссонанс.