Зимний дворец — один из важнейших архитектурных памятников Санкт-Петербурга, композиционный центр всей прилегающей территории, включающей крупнейшие городские ансамбли. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений русского и мирового зодчества XVIII века.
Первый Зимний дворец Петра I был построен в 1711 году в глубине участка, простиравшегося от берега Невы до нынешней улицы Халтурина и ограниченного с запада Зимней канавкой, прорытой в 1718-1720 годах. В 1719- 1721 годах по проекту архитектора Г. Матарнови на набережной Невы, на месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен второй Зимний дворец, обращенный фасадом к Неве. Он был значительно расширен в 1726- 1727 годах.
Постройка третьего Зимнего дворца осуществлена В. Растрелли в 1732- 1735 годах. В 1754-1762 годах Растрелли коренным образом перестроил его и создал новое монументальное здание -четвертый, ныне существующий Зимний дворец, намного превосходящий все прежние по размерам и великолепию архитектурной отделки.
Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I. Фасады дворца расчленены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи.
Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.
Южный фасад прорезан тремя въездными арками, что подчеркивает его значение как главного. Въездные арки ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец. Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания.
Во втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых “антикамер”, за ними — огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый театр. После 1762 года работу по внутренней отделке дворца продолжили помощники Растрелли – С.И Чевакинский и Ю.М. Фельтен.
Вскоре к этой работе были привлечены Валлен — Деламот и А. Ринальди, Они внесли ряд изменений в первоначальную планировку и отделку дворца. Начатые этими зодчими работы по переделке барочных интерьеров дворца продолжали в 1780-1790-х годах Д. Кваренги и И. Е. Старов. При этом были уничтожены дворцо¬вый театр, Тронный зал и создана новая анфилада залов с окнами на Неву.
В 1820-х годах К. И. Росси создал во дворце знаменитую Военную галерею 1812 года. В начале 1830-х годов О. Монферран перестроил ряд парадных залов: Фельдмаршальский, Петровский и др. Сильный пожар 17—19 декабря 1837 года уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. После пожара сохранились лишь стены и своды, а также детали на фасадах. В 1838—1839 годах дворец был восстановлен но проектам и под руководством В. П. Стасова и А. П. Брюллова.
Отделка некоторых залов по возможности воспроизводила существовавшую до пожара; оформление других помещений дворца выполнялось по проектам, разработанным заново. Значительную художественную ценность представляет декоративное убранство Георгиевского зала, Военной галереи 1812 года с портретами участников Отечественной войны, Иорданской лестницы, Малого аван¬зала, Петровского, Концертного, Александровского, Белого и др.
При восстановлении дворца были применены несгораемые металлические конструкции перекрытий и покрытий больших пролетов (около 20 м). В 1886- 1887 годах С.-Петербургский металлический завод осуществил частичную замену этих перекрытий и стропил над основными парадными залами дворца.
В 1892-1894 годах на парапетах и фронтонах дворца обветшавшие скульптуры, изваянные из пудостского известняка, были заменены пустотелыми, выбитыми из листовой латуни; двадцать семь моделей для них исполнялись по старым образцам под руководством скульптора М. П. Попова. В 1896 году на Разводной площади перед западным фасадом дворца распланирован сквер. Его кованая решетка, изготовленная в 1898 году по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера, ныне ограждает сад Памяти 9-го января на про¬спекте Стачек. В годы Великой Отечественной войны дворец значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, отсутствии отопления и от сырости.
http://www.petergrad.ru Экскурсии по Петербургу